К основному контенту

Судьба романа. Судьба писателя


Критика «Молодой гвардии» А.Фадеева.


Критике – грубой, разносной – в 40-е годы был подвергнут не один Фадеев. Мы говорили уже о судьбе Зощенко и Ахматовой. Резкой критике был подвергнут и Андрей Платонов за его рассказ «Возвращение» («Семья Ивановых»). Но критика Зощенко, Ахматовой, Исаковского, Платонова – по своему, так сказать, «эффекту воздействия» – это еще «цветочки». Это было трудно понять, но еще как-то можно было понять. А вот удар по Фадееву ошеломил всех. Ведь Фадеев был первым лицом в Союзе писателей, был вхож в кабинет Сталина


Роман Фадеева «Молодая гвардия» печатался в 1945 году в «Комсомольской правде» из номера в номер. В 1946 г. вышел отдельным изданием. Роман имел совершенно ошеломляющий, триумфальный успех. Сразу же появилось множество изданий, в том числе за рубежом.


Появилось много театральных спектаклей – инсценировок фадеевского романа, был снят яркий фильм Сергея Герасимова. Короче говоря, полный триумф. И вдруг – неожиданный, ошеломляющий удар. Что же все-таки произошло?


Осенью 1947 года в тогдашнем официозе – газете «Культура и жизнь» – появилась редакционная (без подписи) статья под названием «Молодая гвардия» на сценах наших театров». Внешне это была статья как будто о театральных инсценировках фадеевского романа. Но по существу критика велась в адрес самого романа и его автора. Причем дело усугублялось тем, что установки для статьи – это не было тогда секретом в литературной среде – дал непосредственно Сталин.


В статье отмечался ряд частных недостатков романа: говорилось, например, о неудачном, не получившемся образе генерала по прозвищу Колобок; о том, что автор сделал своего Олега Кошевого как бы человеком без возраста, – в том смысле, что этот 16-летний юноша произносит в романе речи, философские тирады, которые естественнее были бы в устах не мальчика, а умудренного жизнью мужа; критиковался также образ коммуниста Шульги – за то, что тот так легко доверился предателю Игнату Фомину, и т.д. Фадеева упрекали в слишком мрачном изображении сцен отступления и паники при взятии немцами Краснодона. Но все эти критические замечания – пустяки по сравнению с главным обвинением. Суть критики была в другом.


В начале статьи выдвигался следующий тезис: «Подвиг героев Краснодона был прямым результатом многолетней деятельности партии по воспитанию советских людей в духе коммунизма»


И далее вся логика статьи сводилась к тому, что в романе Фадеева именно это, самое главное – воспитательная деятельность партии, ее руководящая роль в краснодонском подполье – не показано. А в качестве вывода следовало прямое требование к писателю: переделать роман. Показать коммунистическое подполье, которое руководило молодежной комсомольской организацией, раскрыть руководящую и воспитательную роль партии в Отечественной войне.


Требования, предъявленные писателю, буквально перечеркивали его роман – потому что противоречили, были диаметрально противоположны его художественной концепции (не иделологической). Рубили ее буквально под корень!


В чем заключаласьконцепция первой редакции?


В результате неожиданного немецкого наступления и поспешной, плохо организованной эвакуации подполье в Краснодоне было организовано недостаточно продуманно и четко.


Вследствие этого стихийно возникшая молодежная организация оказалась предоставленной самой себе, в одиночестве, без связи и руководства. И по одиночке, каждый сам по себе, вне организации, до возникновения «Молодой гвардии», и как организация, молодые люди – по существу школьники еще, мальчики и девочки,– действуют по своей инициативе, свободно выбирая свою судьбу.


Вот эта мысль об одиночестве, связанном с необходимостью принять решение, – очень существенна, она озаряла каждую строчку романа, была зерном его замысла.


Это именно романная идея. И реализована она была в первой редакции не в реалистическом, а в романтическом ключе: Фадеев писал, как он сам говорил, поэму о молодежи. Именно она, эта ключевая идея, была проигнорирована грубой, нормативной критикой (и художественный, поэтический способ ее выражения – тоже).


Показать подвиг как результат руководящей деятельности партии – это значило переделать романтическое произведение в реалистическое (произведение социалистического реализма). разрушить жанровую форму – трансформировать поэму в прозе в документально-историческое повествование или – в лучшем случае – в некий гибрид реалистического исторического повествования с романтическими сценами и авторскими лирико-философскими размышлениями.


Как ни крути – это было требование написать другой роман.


Но Фадеев принял критику и засел за переделку романа: во-первых для него имело большое значение мнение партии, а во-вторых, к тому времени в Краснодоне были обнаружены военные архивы, из которых следовало, что коммунистическое подполье там действительно было и оно было связано с организацией «Молодая гвардия».


Эта мучительная работа заняла 4 года – вчетверо больше времени, чем потребовалось писателю для создания первой редакции (и стоила автору неизмеримо больше крови и нервов). К чему свелась переработка?


Внешне она кажется вроде бы не очень значительной. Фадеев написал 7 новых глав, некоторые другие дополнил и частично откорректировал отдельные детали.


Что же получилось в результате переработки?


Ø С точки зрения исторической достоверности вторая редакция несколько ближе к реалиям, чем первая (хотя и не до конца – ведь и после 1952 года – года выхода 2-й редакции – обнаруживались неизвестные прежде факты и документы о краснодонской трагедии).


Ø В этой редакции история «Молодой гвардии» включена в общую панораму народной борьбы, в орбиту руководящей деятельности коммунистов-подпольщиков Лютикова и Проценко.


Ø Трансформировалась и форма романа – об этом я говорил выше.


Получился – при всей внешне, казалось бы, не очень значительной степени произведенных в тексте изменений – другой роман. И трудно отдать предпочтение одному перед другим, потому что это разные романы – с разной концепцией, разной идеей, – разные и по тональности, и по художественной структуре.


[1] Литературная газета, 1950, 3 августа.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Машкины страшилки смотреть онлайн Режиссеры Олег Кузовков. Денис Червяцов. Ринат Газизов Актер Алина Кукушкина Очаровательная непоседа Маша, которая полюбилась большим и маленьким зрителям по мультсериалу «Маша и Медведь», не только виртуозная рассказчица сказок, но еще и настоящий эксперт по детским страшилкам. Только не пугайтесь заранее: ничего по-настоящему страшного в «Машкиных страшилках» нет, это своего рода ликбез по популярным детским страхам: на ярких примерах Маша доказывает, что все чудовища и привидения, которые могут померещиться в темноте, лишь плод нашего собственного воображения, а значит, бояться их не стоит. Например, Маша с присущим ей юмором рассказывает про девочку, которая верила во все плохие приметы, постоянно сама себя накручивала и, разумеется, пугалась всего и вся. «Машины страшилки» обязательно понравятся детям, ведь, с одной стороны, каждая серия начинается как мистическая история, а с другой, мультфильм помогает бороться со страхом. Так что усаживайтесь п...
Толкование (значение) слова судьба Судьба СУДЬБА', ы, мн. судьбы, судеб, м, ж. 1. Стечение обстоятельств (первонач. в мифологии и мистических представлениях, потусторонняя сила или воля божества, предопределяющая всё, что происходит в жизни). СУДЬБ А , - ы ; тв. судьб о й и судьб о ю; мн. род. с у деб. дат. с у дьбам; ж. 1. Складывающийся независимо от воли человека ход событий, стечение обстоятельств. С. столкнула старых друзей. Баловень судьбы. Покориться судьбе. Благодарить судьбу. Удары судьбы. Избранник судьбы (книжн.; счастливец). С. улыбнулась кому-л. (обстоятельства сложились удачно). Испытывать, искушать судьбу (подвергать себя риску). Игра судьбы (непредвиденная случайность, неожиданный поворот в жизни). Ирония судьбы (нелепая, странная случайность). Перст судьбы (стечение обстоятельств, предопределяющее какое-л. событие, факт). Превратности судьбы (злоключения). Оставить, бросить, покинуть на произвол судьбы (предоставить самому себе, оставить без присмотра,...
Во сне говно сонник Даже если сновидение, в котором фигурируют фекалии не совсем этично и приятно, этот образ достаточно благоприятен для сновидца. Если вам удалось во сне испачкать руки в говне, значит, по утверждениям большинства сонников, имеется большая перспектива дополнительно заработать деньги. Но это только одно пояснение, к чему снится такая картинка. В снотолкователях имеются и другие толкования, связанные с увиденным калом. Современный совмещенный сонник дает пояснение, к чему снится держать в руках говно. Приснившееся видение говорит о появлении возможности повысить свои материальные условия, разобраться с финансовыми трудностями. А вот самовольно испачкать себя в экскрементах, сулит наяву ситуацию, которая бросит тень на вашу честность или подорвет ваш авторитет. Ненароком испачкать любую часть тела в чужих фекалиях, предвещает проблемы, что придут со стороны других людей. Своеобразное разъяснение, к чему снится держать говно в руках, дает сонник доктора Фрейда. Снотолкова...